Клапаны или насосы?
Этот вопрос был актуален до февраля 2022 года, когда самая технически продвинутая в мире насосная фирма Grundfos слишком резко объявила о своём уходе из России.
Из всех насосов, которые серийно производились в мире, только Grundfos можно было применять в динамических и музыкальных фонтанах в режимах старт-стоп и в режимах с переменными нагрузками с 0 до 100%. Все остальные насосы в таких режимах долго не живут.
Теперь сравнивать клапаны с насосами бессмысленно. Нам осталось управлять потоками только с помощью клапанов. Grundfos-ФСЁ.
Однако, чтобы эта страница была полезна для наших пользователей, объясню чем отличался Grundfos от других насосов.
Причина в том, что примерно 50 лет назад основатель концерна понял, что электродвигатель насоса несёт дополнительные нагрузки, которые отсутствуют в других механизмах. Например, осевая нагрузка от "всплытия рабочего колеса" на валу насоса, которая передаётся на вал электродвигателя. Обычные радиальные подшипники на такую нагрузку не рассчитаны. Требуется установка дополнительного упорного подшипника либо применение конических подшипников. Никто из производителей электромоторов не смог предложить ничего подходящего, поэтому Grundfos сам стал производителем электромоторов для своих насосов. Но главное преимущество не в подшипниках, а в том, что Grundfos применяет для обмоток электродвигателей тугоплавкую электроизоляцию, которая выдерживает нагрев двигателя до температуры 144 градуса Цельсия. Все остальные производители насосов покупают стандартизированные электромоторы у крупных производителей (Siemens, Franklin и др.) . Чтобы двигатели обходились дешевле, их изготавливают с обычной электроизоляцией. Поэтому даже нагрев корпуса электродвигателя до 70 градусов Цельсия для большинства насосов ведёт к скоропостижной гибели.
А откуда берётся избыточный нагрев мотора? Всё просто. На валу двигателя вращается крыльчатка вентилятора воздушного охлаждения в направляющем кожухе и обдувает рёбра охлаждения корпуса электродвигателя. При максимальных оборотах всё прекрасно охлаждается, никаких проблем не наблюдается. Но при уменьшении частоты вращения вала двигателя, резко уменьшается производительность вентилятора охлаждения, а избыточное тепло накапливается в корпусе электромотора. При режимах старт-стоп проблема усугубляется. Высокие пусковые токи насоса вызывают мощнейшее выделения тепла в обмотках, его над срочно отводить, но насос сразу останавливается вместе с вентилятором. А потом опять пуск... и сразу остановка. Движку-кранты.
Кстати, эта же проблема возникает если ваш инженер не умеет расчитывать фонтанное оборудования и покрывает свою некомпетентность подбирая насос с избыточной мощностью. Потом он говорит, что мы можем снизить производительность насоса с помощью частотного преобразователя. Да, несомненно. Но это значит, что вентилятор охлаждения электродвигателя тоже будет работать с меньшей производительностью, что (несомненно) приведёт к перегреву электродвигателя. Может быть мотор и не сгорит мгновенно, но изоляция будет постепенно размягчаться и подтекать в местах перегрева, что приведёт к межвитковому замыканию и перегоранию. Снова кранты, но не сразу.
P.S. Эта проблема актуальна для насосов "сухой установки", для подводных насосов всё гораздо радужнее. Они охлаждаются водой, которая гораздо более эффективно отводит тепло. Поэтому мы в своих фонтанах применяем преимущественно "погружники". К тому же они не требуют дорогостоящих подземных помещений.